Думаю, каждому из вас известно, ну или вы хоть раз слышали о таком понятии как личные границы. В последнее время отовсюду говорят о том, что личные границы важны и их нужно отстаивать. И согласитесь данная позиция верна, и крайне важна для выстраивания здоровых взаимоотношений.
Выстраивая свои личные границы, вы обозначаете свою ценность и значимость в первую очередь для самого себя. Но почему же о них начали так активно говорить только сейчас? Все мы знаем, что наше воспитание и установки идут из детства. Так давайте посмотрим в какой же момент детства установки пошли не туда, но мы будем смотреть не на себя, а заглянем немного дальше в прошлое. В послевоенное время основной целью у граждан стал процесс нормализации жизни, то есть восстановление рабочих мест и производств и улучшение демографической ситуации. Именно в тот момент за работу держались, чтобы получить деньги для выживания, продолжали жить в токсичных семьях потому что надо было продолжать род. Все это работало на подсознании и тогда это было первостепенно. И тогда в детстве наших бабушек и дедушек сложилась установка, что надо терпеть и авось все наладиться. Говорить нет нельзя, брали все на свои плечи и тащили. От бабушек и дедушек установка перешла родителям, а от них уже нам. Но будем честны, сейчас цели и стремления общества поменялись, и мы прекрасно чувствуем, что данные установки доставляют лишь дискомфорт.
Сейчас практически все пытаются заново выстроить свои границы, и прекрасно понимают, что это не легко. Поэтому своих детей думаю всем бы хотелось обучить этому сразу, то есть с детства заложить установку на здоровые личные границы. Которые помогут ему не только выстраивать личные взаимоотношения, но и предотвратят возможность домогательства со стороны посторонних.
И мы хотим предложить вам как это можно сделать.
1. Физические границы. Тело.
Наше тело священно, никто не может прикасаться против воли. Именно это надо донести ребенку. Первое что может сделать родитель, это спрашивать ребенка разрешения на тактильные прикосновения. Например, «Можно тебя обнять?» «Можно поцеловать?». И особенно важно адекватно воспринимать отказ со стороны ребенка, он может не хотеть прикосновения и это нормально. И тем более не надо навязывать или заставлять на физический контакт, от которого ребенок противиться.
Также важно спрашивать у ребенка, когда родителям необходимо войти в интимную зону ребенка. «Можно я поправлю колготки?». Не надо агрессивно лезть в интимную зону с целью посмотреть или что-то поправить.
Важно донести ребенку, что если его физические границы были нарушены, то он может рассказать все маме\папе, что он в этом не виноват. Виноват всегда тот, кто сильнее. Ребенок должен чувствовать, что его смогут защитить.
2. Эмоциональные границы.
Все имеют право на различные эмоции вне зависимости от того мальчик это или девочка. Любимая многими фраза: «Мальчики не плачут! Перестань, что как девчонка!». Это табу! Таким образом взрослый говорит ребенку, что мне не важны твои чувства, ты должен терпеть.
Задача родителя объяснить, что испытывать злость, грусть, радость, тревогу, страх это НОРМАЛЬНО. Вы можете показать ребенку как он может вести себя в момент проживания эмоций. Допустим, когда ребенок злится и начинает вас стукать, важно объяснить, что злиться это нормально, но применять силы неправильно, и предложить альтернативу, допустим в этот момент он может топнуть ножкой. Главное, чтобы ребенок научился проживать эти эмоции, а не прятать глубоко в себе.
3. Территориальные границы.
Сюда относится все, что находится в личном пользовании ребенка. Его комната, стол, сумка, шкаф. Родителям важно показать, что он уважает пространство ребенка, каким бы оно не было. Перед тем как зайти в комнату, постучитесь, для вас несложно, а для ребенка важно. И не надо лазить по его сумкам, читать личные дневники, переписки. Вместо этого создайте атмосферу уважения, чтобы в проблемной ситуации ребенок мог сам к вам подойти и рассказать обо всем.
Правил для выстраивания личных границ не так и много, и все они строятся на уважении личности.