Когда трудный подросток начинает сопротивляться авторитету родителя, проявлять агрессию или закрываться от всего окружающего мира через зависимости и замкнутость, часто хочется сделать одно – наказать или осудить ребёнка за его поведение. Происходит это часто из-за непонимания того, что происходит с девиантным подростком. В данной статье мы расскажем, каков же он – внутренний мир трудного ребёнка.
Проблема с регуляцией эмоций
Под внутренним миром мы понимаем личностные особенности подростка. Несмотря на то, что каждый случай индивидуален, есть некоторые отличительные черты, которые характерны для большинства трудных детей. В первую очередь, это сложности с регуляцией собственных эмоций, то есть умение осознавать, понимать и контролировать эмоции. В связи с тем, что подросток не имеет такого навыка, он может ощущать внутреннюю пустоту и напряжение, не понимая, что за этим скрывается на самом деле. Ощущение опустошённости часто подталкивает трудных подростков к заполнению её разными опасными способами: алкоголь, наркотики, многочисленные половые связи и так далее.
Социальная изоляция
Трудные подростки часто чувствуют себя отвергнутыми и изолированными от общества. Имея внутреннее убеждение, что мир враждебный и не принимающий, человек стремится к изоляции и демонстрирует отстранённое поведение, чтобы лишний раз не контактировать с людьми и не причинять себе вреда. В данном случае первично не само поведение, а внутренние процессы. Именно поэтому многие подростки имеют сложности в установлении контактов и здоровых социальных связей.
Низкая самооценка
Чувство неполноценности, комплексы, касательно внешности и своих качеств, внутренний критикующий голос, повышенная чувствительность к замечаниям и отвержению – всё это про трудных подростков. Такие внутренние процессы могут проявляться через саморазрушающее поведение: порезы, морение себя голодом, употребление опасных веществ и так далее.
Отсутствие моральных ценностей
И, наконец, девиантные подростки не имеют внутренней опоры в виде моральных ценностей и жизненных ориентиров. Это бывает вызвано разными факторами, самый распространённый – влияние окружающей среды. Сюда же можно включить непонимание и неполное осознание своих действий и возможных последствий.
Это ещё неполный список того, из чего строится внутренний мир трудных подростков. Он может быть очень запутан, многослоен, иметь множество противоречий и негативного мышления. Чтобы изменить его и направить мышление в сторону позитивного, понадобиться время и терпение самого подростка, а также его близких.