Отчаявшиеся родители задаются вопросом: «А можно ли вообще справиться с поведением трудного подростка и перевоспитать его?». Перед этим семьи проходят через множественные попытки «вразумить» ребёнка, добиться перевоспитания с помощью наказаний или иных авторитарных методов воспитания. Однако чаще всего это оказывается не эффективно, что и заставляет родителей думать, что всему виной характер, который уже не изменить. Давайте же раскроем тему «перевоспитания» подробнее.
Что такое перевоспитание трудного подростка и реально ли оно?
Начнём с того, что трудными являются подростки, чьё поведение противоречит общепринятым нормам и вредит как им самим, так и окружающим. В таком случае перевоспитание означает коррекцию такого поведения и освоение ребёнком новых форм поведения, которые, наоборот, будут помогать ему грамотно взаимодействовать как с собой, так и остальными людьми. Например, если ранее трудный подросток умел общаться с родителями только с помощью агрессии, то после коррекции он приобретает новые навыки и учиться общаться более спокойно, без враждебности. Так что можно сделать вывод, что перевоспитание реально, а под ним самим подразумевается коррекция, однако для этого нужны определённые условия.
Какие условия нужны для перевоспитания трудного подростка?
Если девиантное поведение подростка стало проявляться чаще, а родители и учителя уже не в силах с ним справиться, то для коррекции нужны следующие условия:
- смена окружающей среды и режима;
- новый круг общения;
- новый вид деятельности;
- помощь специалистов, которые вовремя отреагируют на регресс в поведении (например, на привычную вспышку агрессии).
Всё это обеспечивается коррекционными центрами для трудных подростков, где за детьми постоянно наблюдают сотрудники, которые специализируются на работе с подростковыми девиациями, а также работают и с их родителями.
Школа коррекции для трудных подростков - это, пожалуй, наиболее эффективный способ добиться изменения в поведении ребёнка и наладить отношения в семье, потому что специалисты таких центров работают с подростками как индивидуально, так и в групповом формате, обучая их адекватному взаимодействию друг с другом. И, помимо этого, поддерживают общение и со взрослыми, информируя их о том, как они могут уже сейчас и в дальнейшем проводить профилактику девиантного поведения подростков, чтобы оно не возникло вновь.